16:36 Идеальный учитель. Штрихи к портрету | |
1 февраля состоится торжественное открытие регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019». Мероприятие, призванное не только выявить педагогов-профессионалов своего дела в номинациях «Лучший учитель» и «Педагогический дебют», но и познакомить педагогическое сообщество Белгородчины с открытиями в области методики и технологии преподавания, станет юбилейным, тридцатым по счёту. Как и в прошлых конкурсах, за право называться лучшими будут состязаться победители муниципальных этапов. В этом году – это 43 участника (21 – в номинации «Лучший учитель» и 22 – в номинации «Педагогический дебют»), которым предстоит пройти такие испытания, как «Методическое портфолио», «Интернет-ресурс», «Целостное описание актуального педагогического опыта», «Образовательный проект», «Эссе», «Методический семинар», «Урок», «Мастер-класс», «Публичное выступление», «Круглый стол образовательных политиков». И не просто пройти, а показать себя компетентными, профессиональными педагогами, чуткими к переменам в системе образования. Однако профессия школьного учителя подразумевает не только знание Федеральных государственных образовательных стандартов, но и этическую сторону, культуру общения с учениками. Ведь именно с детьми педагогу приходится взаимодействовать каждый день, именно ученикам объяснять новый материал. Совмещать профессиональные и моральные качества так, чтобы быть успешным в работе и уважаемым своими коллегами и учениками, – задача не из простых и по силам только идеальному педагогу. Впрочем, понятие «идеальный учитель» для каждого человека своё. В преддверии церемонии открытия регионального этапа конкурса «Учитель года – 2019» центр по связям с общественностью БелИРО собрал мнения людей о том, каким должен быть идеальный учитель. И. В. Маликова, учитель иностранного языка средней школы № 3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Строителя Яковлевского района – лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Лучший учитель»: Считаю, что современный идеальный учитель – это учитель, который живёт в ногу со временем, который растёт, меняется, совершенствует себя, который без остатка отдаёт себя детям. Педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям (девиз Ирины Викторовны: «Научившись сам – научи других» – прим. автора). Сама руководствуюсь словами Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Ну, и самое важное качество для нас, учителей, – любовь. Любовь к жизни, любовь к себе, любовь к предмету и к детям. Без этого чувства жизнь становится утомительной, однообразной и безрадостной. Е. Ф. Сорокина, учитель биологии средней школы села Лозное Чернянского района – лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Педагогический дебют»: Во все времена учитель был образцом для подражания, эталоном правильного и мудрого человека. Таким он и должен оставаться. Должен быть человеком, который помогает ребёнку войти в храм науки, прикоснуться к фундаментальным знаниям и ощутить восторг от маленького собственного открытия, понимает ученика, является для него наставником, которому ребёнок может полностью раскрыться. Учитель – это универсальный человек, в котором оптимально сочетаются формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика. Учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом, а всегда идти вперёд, ведь его труд является постоянным неисчерпаемым источником для творчества. Учитель должен интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. Настоятель Преображенского кафедрального собора – протоиерей Олег Кобец: Эффективным с воспитательной и образовательной точки зрения может быть только тот учитель, который пользуется у детей авторитетом. Учитель должен быть профессионалом высокого уровня и иметь авторитет у детей. Учитель-профессионал должен обладать хорошими знаниями и личными качествами, которые сводятся к тому, что действия, слова, поступки заряжены доброжелательным отношением к учащимся. Это должно присутствовать и чувствоваться во всём. Конечно, это сложно, но существует формула, которая по сути является советом. Святоотеческий опыт говорит так: возлюби ближнего своего и поступай с ним как хочешь. Я бы так учителю сказал. Любовь– это мотив добра, мотив благополучия, мотив максимального благоприятствования тому, кого ты любишь. Если учитель любит своих учеников – ему не надо указывать, что делать. Ему подскажет его сердце. Нельзя не озвучить и мнения самих школьников, к которым центр по связям с общественностью обратился с вопросом, каким же они видят идеального учителя. Ученики одиннадцатого класса Северной средней школы № 2 Белгородского района, будущие выпускники, представили свою точку зрения: Идеальный учитель должен быть ответственным, строгим, но справедливым, грамотным, квалифицированным. Учитель должен поддерживать учеников, давать правильное направление. Терпеливым, добрым, пунктуальным. Понимающим. Притягивающим детей. Внимательным. Не ставить себя превыше всего. Честным, справедливым, искренним, человечным. Интересным, строгим, заботливым. Должен любить свою работу и быть современным. Мнений много, но какие бы точки зрения ни звучали, неизменным остаётся то, что учитель – будь он участником конкурса профессионального мастерства, педагогом с большим стажем, начинающим – должен любить свою работу, своё дело, детей. Своих детей, как называет своих учеников победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018» в номинации «Лучший учитель», учитель начальных классов белгородского лицея № 32 Е. С. Савранская. Любить, быть неравнодушным. А там и до идеала недалеко. Источник: БелИРО | |
|