30 октября 2015 года на базе МБОУ «СОШ с. Лозное Чернянского района Белгородской области» состоялся областной семинар по проблеме «Индивидуализация образовательной среды малочисленной сельской школы как стратегия ФГОС». Целью семинара являлось рассмотрение индивидуализации как стратегии развития образования, введения ФГОС, технологических подходов ее реализации в условиях малочисленной сельской школы. В работе приняли участие руководители образовательных организаций, заместители руководителей, руководители ОМИЦ, методисты, курирующие вопросы сопровождения Федеральных государственных образовательных стандартов, руководители методических объединений общеобразовательных организаций из 10 сельских территорий области, заинтересованные педагоги в общем количестве 74 человек. Планирование и организация мероприятия осуществлялось управлением образования администрации Чернянского района, ОМИЦ управления образования администрации Чернянского района, педагогическим коллективом МБОУ «СОШ с. Лозное Чернянского района Белгородской области» совместно с кафедрой управления образовательными системами ОГАОУ ДПО БелИРО.
Участников семинара перед началом его работы тепло приветствовала агитбригада обучающихся МБОУ «СОШ с. Лозное». В этот особый для села день, престольный праздник Андрея Критского, в год начала глубоко изучения курса «Белгородоведение» дети ярко продемонстрировали патриотические чувства, верность традициям малой родины, родному краю, Святому Белогорью.
В работе семинара приняла участие и выступила с приветственной речью начальник управления образования администрации Чернянского района Дереча Н.Е. Она подчеркнула особую миссию сельской школы в условиях поэтапного перехода на ФГОС, приоритеты малочисленных образовательных организаций в осуществлении индивидуализации образования, проектировании индивидуальной образовательной среды.
Научно-педагогические основы индивидуализации как стратегии развития среды сельской школы в своем выступлении осветила Фатьянова Н.М., кандидат педагогических наук, доцент (кафедра управления образовательными системами БелИРО). Психологические аспекты индивидуализации образования сельских школьников были изложены Репринцевой Г.А., кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психолого-педагогического и специального образования БелИРО. В работе семинара приняли участие Кормакова В.Н., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики НИУ БелГУ, заведующая кафедрой управления образовательными системами БелИРО, кандидат педагогических наук Посохина Е.В..
Заместитель директора МБОУ «СОШ с. Ольшанка Чернянского района» Метелица П.Ю. рассказал о практических подходах к составлению индивидуальных учебных планов обучающихся в условиях реализации ФГОС. Заинтересованно участники семинара восприняли выступления Макотровой Г.В., кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики НИУ БелГУ по проблеме «Проектирование содержания развития исследовательского потенциала школьников в информационно-образовательной среде», заведующей ОМИЦ управления образования администрации Чернянского района Блажко И.М. по проблеме «Методическое сопровождение педагога в условиях реализации ФГОС», начальника методического отдела ОМИЦ управления образования администрации Чернянского района Масленниковой А.В. по вопросу «Построение индивидуальной траектории профессионального развития педагога в соответствии с выбранной темой самообразования», Фильшиной Р.М., учителя математики МБОУ «Новенская СОШ Ивнянского района Белгородской области» по применению индивидуальных образовательных маршрутов на уроках математики. На семинаре заместителем директора МБОУ «СОШ №2 п. Чернянка» Корниловой Н.М. была представлена презентация опыта работы педагогического коллектива по формированию портфеля достижений обучающихся на уровне основного общего образования.
Опыт работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ с. Лозное Чернянского района» по проблеме семинара был представлен в выступлениях Щепилова В.В., директора школы, по вопросу «Индивидуальный образовательный маршрут как основа развития среды обучения малочисленной сельской школы», Щепиловой Н.А., заместителя директора, которая подробно и ярко представила наработанные материалы по использованию в образовательном процессе сетевых ресурсов (виртуальных дидактических средств) как компонентов индивидуализации среды. Тимофеевой Т.М.. учитель православной культуры МБОУ «СОШ с. Лозное», представила опыт по проектированию персональной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования.
На семинаре проведены четыре мастер-класса, получившие высокую оценку участников: «Формирование УУД на уроках через исследовательскую деятельность» (Осмалова И.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», победитель ПНПО в 2014 г.), «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии через использование ИКТ» (Бортникова Г.В., учитель химии МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», лауреат областного конкурса «Учитель года–2012»), «Применение технологии коучинга для индивидуального сопровождения учащихся на уроках и во внеурочное время» (Васекина Г.А., учитель математики МБОУ «СОШ №1 с УИОП п. Чернянка», победитель ПНПО в 2013 г.), «Школьное ученическое самоуправление как оптимальная среда для процесса социализации личности младшего школьника» (Редченко С.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка», абсолютный победитель областного конкурса «Воспитать человека», победитель ПНПО в 2015 г.).
В завершение семинара авторам статей по результатам участия в региональной конференции «Вариативная развивающая образовательная среда малочисленной сельской школы», проведенной на базе МБОУ «СОШ С. Лозное» 23 сентября 2014 года, заведующей ОМИЦ управления образования администрации Чернянского района Блажко И.М. были вручены сборники материалов.
Рефлексия по итогам семинара показала его высокую продуктивность, активность и мотивированность всех участников в вопросах повышения уровня профессиональной компетентности, технологической готовности к организации индивидуализации образовательного процесса, среды сельской школы в условиях реализации ФГОС.